ЭКООБРАЗОВАНИЕВОЗДУХВОДАЗЕЛЕНЫЙ ФОНДОТХОДЫ

 


 

 

Главная

Новости

Структура

Мониторинг

Документы

Информация

Контакты

Город и автомобиль

 

Сохранение качества окружающей среды и здоровья населения находится в числе самых острых проблем современности. Загрязнение воздушного бассейна по некоторым веществам в  г. Чебоксары достигает довольно высокого уровня, особенно в периоды неблагоприятных метеорологических условий и вызвано выбросами автомобильного транспорта и промышленных предприятий.

По данным Управления ГИБДД МВД Чувашской Республики на территории г. Чебоксары по состоянию на начало 2007 г. зарегистрировано более 75 тыс. единиц автомототранспорта, в том числе около 60 тыс. единиц  – транспорт индивидуальных владельцев. Эксплуатация такого количества автотранспорта может создавать неблагоприятную экологическую обстановку в городе.

Автомобилями выбрасывается в атмосферу более 280 веществ и соединений, отработавшие газы которых поступают в приземный слой атмосферы и содержат оксид углерода (наиболее характерный для бензиновых двигателей), оксиды азота, различные углеводороды (включая бензапирен), альдегиды, диоксид серы и сажу. Автомобиль загрязняет атмосферный воздух не только токсичными компонентами отработанных газов, парами топлива, но и продуктами износа шин, тормозных накладок. Загрязняющие вещества оседают как в непосредственной близости от дороги, так и на значительном расстоянии от нее и загрязняют придорожную почву, поверхностные воды и растительность. В городские водоемы и почву попадают топливо и масло, моющие средства и грязная вода после мойки. В атмосферный воздух постоянно поступают пары топлива из баков, которые более заметны в летний период в местах массовых стоянок автомобилей.

Наибольшее количество вредных (загрязняющих) веществ выбрасывается в воздух при запуске и прогреве двигателя, а также на режимах холостого хода, набора скорости и торможения. Такие непостоянные режимы характерны возле светофоров, поэтому эти участки становятся наиболее загазованными, особенно если на дороге образуются автомобильные пробки, которые стали уже характерны для Чебоксар.

Помимо этого, транспорт представляет собой одну из важнейших причин шумового воздействия на окружающую среду.

Негативные последствия автомобилизации проявляются не только в интенсивном загрязнении воздуха, а также в изъятии значительных площадей под развитие сети автомобильных дорог в ущерб зеленых насаждений, газонов, детских площадок и тротуаров. Этот процесс порождает конфликты между владельцами автомобилей и остальными жителями. Автовладельцы начинают ставить машины под окнами домов, заезжают на газоны, создают неудобства в уборке снега, вывозе мусора, тем самым загрязняют непосредственно зону проживания, а также зачастую препятствуют проезду специализированных машин. Внутридворовая территория может превратиться в «территорию автопредприятия». Припаркованные тут машины звенят сигнализацией, испаряют бензин, выбрасывают в воздух вредные вещества, особенно при запуске и прогреве двигателя. Все это не может не сказаться на состоянии здоровья, особенно если все это происходит у вашей форточки. В связи с этим, необходимо осуществлять мероприятия, направленные на уменьшение загрязнений атмосферного воздуха.

В современных условиях увеличение количества автотранспорта – необратимый процесс. Но большинство водителей достаточно чувствительны к экономическим мерам, которые должны привести к уменьшению количества автомашин в жилых зонах. Плата за парковку на общественной земле - абсолютно стандартная практика везде на западе. Это важная статья дохода муниципального бюджета и защита дворов, тротуаров и т.д. от вторжения автолюбителей. Как правило, стоимость автостоянки связана со стоимостью коммерческой недвижимости в городе. Это вполне логично, потому что водитель фактически арендует кусочек земли для парковки. Самое привлекательное решение - сделать парковку платной везде, с оплатой зависящей от близости к центру и к общественному транспорту. Такая система есть, например, в Копенгагене.

Такой шаг, конечно, должен быть частью комплексной программы, включая значительное улучшение системы общественного транспорта. Именно таким образом Стокгольму, Лондону и ряду других европейских городов удается сократить количество автомобилей на улицах.

 Также, довольно эффективной мерой была бы эвакуация автомобилей, припаркованных с нарушением действующих законов, а также увеличение суммы штрафов гражданам, которые сегодня составляют всего от 200 до 1500 руб. и они недостаточно велики для того чтобы переломить ситуацию.

Для уменьшения загрязнения атмосферного воздуха отработавшими газами необходим постоянный технический контроль состояния автомобилей. Низкий уровень технического обслуживания, отсутствие контроля приводят к расстройству узлов и систем автомобиля, а выбросы вредных веществ в атмосферный воздух возрастают. В результате усилия автомобильной промышленности по совершенствованию двигателей для обеспечения требований экологических стандартов зачастую сводятся практически на нет. Поэтому сегодня особенно актуально становится задача не только совершенствовать конструкцию автомобиля с точки зрения ограничения токсичности, но и повышать уровень технического обслуживания и совершенствовать контроль за их техническим состоянием.

В последние годы во всех промышленно развитых странах реализуются государственные программы разработки нового поколения двигателей внутреннего сгорания, с более жесткими экологическими требованиями.

Производимые модели отечественных автомобилей на много лет отстают по основным показателям от автомобилей, выпускаемых в высокоразвитых промышленных странах. К тому же автотранспортные средства отечественного производства зачастую не удовлетворяют мировым экологическим требованиям. В условиях быстрого роста автомобильного парка это приводит к еще большему возрастанию негативного воздействия на окружающую среду.

Поэтому, тенденция ужесточения норм на содержание токсичных веществ в отработавших газах двигателей внутреннего сгорания приобретает характер постоянного процесса. Так, в развитых европейских странах (в том числе и Россия) и США нормы таковы, что их уже нельзя обеспечить без устройств нейтрализации отработавших газов. Это, к сожалению, касается только автомобилей, выпущенных с июня 2006 г., когда в России вступили в действие требования Евро – 2. В 2008 г. планируется введение требований Евро – 3 на все новые автомобили. Что касается автомобилей, выпущенных в более ранние сроки российские требования пока более мягкие.

С целью снижения негативного воздействия автотранспорта на состояние атмосферного воздуха в г. Чебоксары ежегодно в период с июня по октябрь МУ «Комитет по охране окружающей природной среды и природопользованию г. Чебоксары» совместно с Управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы в сфере транспорта по Чувашской Республики, а также с прокуратурами районов г. Чебоксары проводит «Операцию «Чистый воздух». Результатом проведения этого мероприятия является выявление и уменьшение числа автомобилей с отклонениями нормируемых экологических параметров, т.е. эксплуатируемых с превышением норм ГОСТ по токсичности и дымности отработавших газов. Проводимый ежегодно контроль позволяет сократить численность автомобилей, не соответствующих экологическим нормам, что способствует улучшению экологической обстановке на дорогах города.

Как правило проверки инструментальные проверки показывают, что из 100 проверенных автомашин около 33 не соответствуют требованиям ГОСТа по уровню токсичности отработавших газов. За повышенное содержание загрязняющих веществ в отработавших газах автотранспорта инспекторами Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы в сфере транспорта по Чувашской Республики в соответствии со ст. 8.22. и 8.23.  Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» выносятся постановления о наложении административного штрафа размер которого может составлять от 100 до 1 000 руб.

При планировании проверок особое внимание уделяется маршрутным такси. По проведенным исследованиям доля маршрутных такси от общего автотранспортного потока может достигать более 30 %.

Как показывают проверки не только автомобили иностранного производства, но и новые отечественные, выпущенные после июня 2006 г. оснащаются нейтрализаторами отработавших газов и имеют довольно высокий уровень экологичности.

Однако, высокие экологические характеристики этих автомобилей достаточно быстро ухудшаются (или теряются) вследствие отсутствия эффективной системы их контроля в эксплуатации, что зачастую связано с халатностью водителей и отсутствием на обслуживающих предприятиях современных приборов экологического контроля.

 

Зав. сектором – гл. специалист-инспектор                                      А.А. Миронов

 

 


 

 

МУ комитет по охране окружающей природной среды и природопользованию города Чебоксары

 

Hosted by uCoz