ЭКООБРАЗОВАНИЕВОЗДУХВОДАЗЕЛЕНЫЙ ФОНДОТХОДЫ

 


 

 

Главная

Новости

Структура

Мониторинг

Документы

Информация

Контакты

 

«Операция «Чистый воздух» - 2007 в г. Чебоксары

 

Ежегодно в г. Чебоксары в период с мая по октябрь МУ «Горкомприроды города Чебоксары» совместно с Управлением Государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проводит «Операцию «Чистый воздух». Целью которой являлась профилактика, выявление и пресечение нарушений, связанных с выпуском на линию неисправного (с превышением нормативов токсичности) автотранспорта, что в конечном итоге способствует уменьшению уровня загрязнения атмосферного воздуха.

В ходе этой акции особое внимание уделялось проверке соблюдения автотранспортными организациями норм и требований государственных стандартов на токсичность и дымность отработавших газов, выполнение организационно-технических мероприятий по снижению загрязнения атмосферы выбросами автотранспорта.

Вопросы снижения загрязнения выбросами автотранспорта становятся всё острее и острее. По проведенным исследованиям доля автомобилей, в общем загрязнении атмосферного воздуха давно уже преобладает над выбросами от промышленных предприятий и составляет в г. Чебоксары порядка 60 %, а в некоторых городах его доля может достигать 80 - 90 %. И загрязнение воздуха - не единственная проблема. Образуется огромное количество отходов, происходит шумовое загрязнение. Кроме того, автомобильный транспорт является одним из главных потребителей невосполнимых топливно-энергетических ресурсов.

В последние годы в больших городах наблюдается рост заболеваемости хроническими болезнями органов дыхания: хроническим бронхитом, бронхиальной астмой и аллергическим ринитом. Ученые-экологи и врачи связывают это с резким увеличением численности автотранспорта. Автомобиль - главный источник загрязнения природной среды.

В марте 2007 г., в отличие от предыдущих лет, до начала проверок для операторов маршрутных такси и руководителей автотранспортных организаций на базе МУК ЦБС им. В.В. Маяковского был организован семинар, посвященный вопросам организации экологического контроля отработавших газов автомобилей и экологическому состоянию автомобильного парка города.

Были приглашены представители отдела транспорта и связи администрации г. Чебоксары, районные прокуратуры г. Чебоксары, УГАДН по ЧР и другие контролирующие организации. В семинаре приняли участие более 50 человек.

Ежегодный прирост автотранспорта в России составляет порядка 3,5% и по состоянию на 1 января 2007 года на учете в ГИБДД РФ числилось 35 млн. 885,3 тыс. автотранспортных средств (без учета прицепов и полуприцепов). Примерно 12,5% из них находится в собственности юридических лиц, остальная автомобильная техника принадлежит частным лицам. Наиболее старыми в парке являются грузовые автомобили.

На долю грузовиков старше 10 лет приходится более 60%, легковых  такого возраста - 48,9%. На долю легковых автомобилей приходится примерно 75% от всего парка автомобилей, грузовые занимают около 14% парка, доля автобусов около 2%, остальное – мототранспорт.

По данным Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Чувашской Республики в г. Чебоксары по состоянию на 10.01.2007 г. зарегистрировано 74 293 единиц автомототранспорта. За два года произошло увеличение почти на 8 %.

Автомобилей становится всё больше и больше и практически каждый день на улицах города можно видеть пробки. А ещё несколько лет назад это явление было большой редкостью.

При этом заметно ухудшается состояние атмосферного воздуха. Особенно в заторах в воздух выбрасывается в 2 – 3 раза больше вредных веществ, чем при равномерном движении.

Сегодня в Чебоксарах отсутствуют какие-либо нормативные документы, способные уменьшить городской транспортный поток. В Лондоне, например, город поделен на зоны от окраины до центра и за въезд в каждую зону необходимо платить. На окраинах организованы паркинги и основная часть автомобилей с пригорода в город не заезжает. Это, конечно, не касается пассажирского автотранспорта. Люди добираются до места своей работы на пассажирском транспорте.

Для улучшения экологической обстановки существуют мероприятия, направленные на снижение выбросов от автомобилей. Обычно проводится работу по организации движения автотранспортных потоков путем строительства объездных дорог, настройкой работы светофоров и т.п., но для этого необходимо изучить интенсивность транспортных потоков с учетом времени, дня недели, месяца и года.

Эффективным мероприятием является инструментальный контроль отработавших газов. В г. Чебоксары уже 12 лет проходит «Операция «Чистый воздух». Так, в 2007 г. при проведении «Операции «Чистый воздух» из проверенных автомобилей 37 % не соответствуют требованиям ГОСТ Р 52033-2003 «Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния» и ГОСТ Р 17.2.02.06-99 «Нормы и методы измерений содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах газобаллонных автомобилей.

В 2008 г. отечественная автомобильная промышленность должна перейти на требования Евро-3 и появляется возможность выставлять автовладельцам более жесткие требования.

Существенный вклад в подъем показателей, не соответствующих повлияла неблагоприятная ситуация на маршрутных такси города. За день маршрутные такси проезжает по городу по 500 км. и являются активными участниками автотранспортного потока, поэтому этому виду транспорта уделяется большое внимание.

По фактам нарушений инспекторами Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы в сфере транспорта по Чувашской Республики (далее – УГАДН по ЧР) совместно с  прокуратурами районов города Чебоксары составлено 18 протоколов и выписаны штрафы на сумму 2 600 рублей.

Как показывают проверки, не все автомобили, переоборудованные для работы на газовом топливе, соответствуют нормативным требованиям по содержанию вредных (загрязняющих) веществ в выхлопных газах. Выявлены факты десятикратного превышения по содержанию углеводородов.

Доля газобаллонных автомобилей, работающих на газовом топливе и не соответствующих требованиям ГОСТа по токсичности отработавших газов примерно такая же, как и работающих на бензине. Поэтому, газовое топливо для автомобилей необходимо рассматривать лишь как альтернативный вид топлива.

Эффективность проведения операции «Чистый воздух» довольно высока, так как сегодня большой процент транспортных средств находится в плохом состоянии вовсе не из-за того, что с ними уже нельзя ничего сделать, а потому, что ими не занимаются регулярно.

При постоянном росте числа автомобилей отрицательное воздействие автотранспорта на окружающую среду и человека ощущается все острее, особенно в крупных городах и мегаполисах, на территориях, характеризующихся интенсивным движением транспорта. Развитие этого фактора является основанием для решения проблемы по повышению экологических характеристик автомобильного парка. Одним из путей снижения этой проблемы является организация природоохранной работы в сфере контроля нормирования выбросов в атмосферу от автотранспорта.

Рис 1. Динамика автотранспорта не соответствующего требованиям ГОСТ по токсичности отработавших газов автотранспорта.

На фоне некоторых незначительных периодических скачков не соответствующего требованиям ГОСТ по токсичности отработавших газов автотранспорта наблюдается рост в 2006 г. Это связано с большой долей маршрутных такси в проверяемом автотранспорте. На такой существенный подъем показателей повлияла неблагоприятная ситуация с выхлопами отработавших газов на маршрутных такси города.

Причина, по которой значительная доля маршрутных такси не соответствует экологическим требованиям ГОСТ Р 52033-и ГОСТ Р 17.2.02.06-99 кроется в отношении руководства проверяемых организаций к исполнению российского законодательства.

В заключении можно сказать, что с помощью проведения «Операции «Чистого воздуха» мы постепенно меняем их отношение к окружающей среде. Если говорить об экономическом эффекте операции, то штрафные санкции за несоответствие передвижных источников выбросов в атмосферу техническим нормативам хоть и не высоки, но все равно будут требовать  от нарушителей сохранения здоровье окружающей среды и каждого человека.

 

Заведующий сектором-

главный специалист-инспектор

МУ «Горкомприроды

города Чебоксары»                                                               А.А. Миронов

 

 


 

 

МУ комитет по охране окружающей природной среды и природопользованию города Чебоксары

 

Hosted by uCoz